Про эгрегоры и другие основные принципы магии

Изначально я собирался рассказать в статье только про эгрегоры. Но пока писал, понял, что ограничиться одним этим сложно. Понятие «эгрегор» настолько важное и фундаментальное в современной магии, что вокруг разговора о нём неизбежно наматывается много другой значимой информации.

Этот эффект не лишён мистического смысла, потому что таким свойством – собирать вокруг себя информацию и притягивать другие энергетические сущности – обладают и сами эгрегоры в астральном мире.

С одной стороны, читателю повезло, что статья получилась более глубокой, чем задумывалась, и в ней раскрыты не только понятие эгрегора, но и, практически, все основные принципы магической механики. С другой – читатель может запутаться терминологии. Поэтому вначале:

Несколько предваряющих замечаний

  • Под современной магией я понимаю широкий спектр практик, которые используются в наше время. Все они могут быть объяснены через концепцию эгрегоров тонкого (или астрального) мира. Кроме астрального, можно говорить о ментальном, эфирном и прочих планах. Русский мистик Даниил Андреев, например, говорил о множестве уровней мироздания. Но такая детализация имеет смысл, только если Вы изучаете определённую магическую систему для практических целей.
  • С течением времени значение слова «эгрегор» менялось. И даже сейчас оно не формулируется жёстко, как, например, юридические термины. В этом нет необходимости для магов, и каждый даёт более-менее произвольное объяснение, что это такое. Но даже внутри отдельной магической системы эгрегор остаётся многозначным понятием.
  • Есть и обратная ситуация: когда у одного явления много названий. Поскольку речь идет о вещах, которые нельзя «пощупать», то оккультисты разных эпох давали им образные, порой, даже поэтические определения. Так, например, «Астральный Свет» Элифаса Леви есть ни что иное как астральная энергетика. А по сути – сам астрал, – поскольку всё, что существует, соткано из чего-то. А именно – из энергии. Точно так же как и наш физический мир соткан из энергии (материя в том числе), только более низкого порядка.
  • В статье много цитат из трудов известных оккультистов, мистиков и учёных – чтобы не ограничивать Вас какими-то узкими формулировками (которых не существует), но дать по возможности широкое представление.
  • В большинстве случаев разобраться в многозначности понятий и разнообразии определений можно интуитивно (магия в принципе во многом интуитивна, поэтому верьте своей интуиции!). Но кое-где я буду давать необходимые пояснения.

Эволюция понятия эгрегора

Во вселенной полно эгрегоров. У всех видимых и только мыслимых объектов есть свои эгрегоры. Их также порой называют демонами, ангелами, богами, духами и т.п. Но они не являются ни тем, ни другим, хотя своими отдельными аспектами могут проявляться по-разному.

«Падение мятежных ангелов» Питера Брейгеля.

«Падение мятежных ангелов» Питера Брейгеля.

Слово «эгрегор» происходит из древнегреческого – ἐγρήγορος – и означает «тот, кто бодрствует». То есть это некий страж и дозорный, который неусыпно наблюдает, например, за соблюдением закона. В таком смысле его использовал Эсхил в «Эвменидах». Ареопаг – высший судебный орган Афин – он охарактеризовал в своей трагедии как ἐγρηγορὸς φρούρημα, что значит «бодрствующий дозор». Ареопаг складывался из 9 человек. То есть уже здесь видим указание, что ἐγρηγορὸς – это какая-то общность людей, некая структура, элементами которой становятся люди. Это важный момент!

О неких «бодрствующих» уже в мистическом смысле содержаться упоминания в Книге пророка Даниила и апокрифической Книге Еноха (последняя, кстати, особенно ценилась гностиками, а затем оккультистами Нового времени):

Введение к переводу арамейских фрагментов книг Еноха из Кумрана.

Введение к переводу арамейских фрагментов книг Еноха из Кумрана.

То есть в древности под эгрегорами понимали разумные высшие силы – ангелов или демонов.

В наступившем после Средневековья Новом времени и особенно в XIX веке понятие «эгрегора» возродилось в мистических концепциях Ордена Золотой зари и оккультного масонства, которые наследовали традициям Розенкрейцеров, а также – в трудах отдельных магов и эзотериков. Однако термин уже приобрёл иное значение, и понимался различно.

Гравюра изображающая ритуал масонов.

Гравюра изображающая ритуал масонов.

Например, масоны полагали, что становление эгрегора происходит в «момент восторга и единения целой группы» в процессе ритуала. Здесь уместно вспомнить, что также – как групповое явление – понимал эгрегор и античный драматург Эсхил.

А вот известный таролог и оккультист XIX в. Элифас Леви уже увидел фундаментальное значение эгрегоров для магии:

Элифас Леви «История магии».

Элифас Леви «История магии».

Отметим главное об эгрегорах согласно Леви:

  1. они – движущая энергия всего астрального мира;
  2. управление этими сущностями – суть всей магии, и поэтому уместно говорить уже о «теории эгрегоров»;
  3. эгрегоры обладают волей и разумны (что перекликается с библейскими представлениями) и могут быть «хорошими» и «плохими»;
  4. они способны управлять или даже управляют людьми.

Здесь есть некоторое противоречие. Если эгрегоры управляют людьми, то как же люди могут управлять ими? А если не могут, то как тогда возможна магия? А о том, что она возможна и каким образом возможно, Леви сам же и сообщает.

Однако его заслуга в определении «теории эгрегоров» как таковой. Дальше её развивали другие. Например, каббалист, таролог и маг Папюс.

Папюс (в центре)

Папюс (в центре)

В своей книге «Практическая магия» (здесь и далее цитаты оттуда) он, как и предшественники, указывает на коллективную природу эгрегоров, но уже не рассматривает их исключительно как волевые сущности, которые имеют свои цели.

Папюс. Управление эгрегором посредством знака.

Папюс. Управление эгрегором посредством знака.

Итак, по Папюсу эгрегор управляем, и сам по себе не желает никому зла, или добра. Также обратите внимание на упоминание знака. Речь идёт о магическом знаке. Ниже об этом поговорим подробней.

Забегая вперёд, скажу, что определённые волевые качества у эгрегоров могут быть. Но уже не в том масштабе, как у ангелов, или демонов. В принципе, эгрегор может быть наделён волей настолько, насколько его таковым спроектируют в астрале люди. Квинтэссенция волевых устремлений миллионов – осознанных и нет, мимолётных и постоянных, – и есть воля такого эгрегора.

Вот обобщённое определение эгрегоров из книги «Полдень Магов» исследователя истории современной магии Отто Нойегарда:

Полдень Магов. Оккультная перестройка мира

Полдень Магов. Оккультная перестройка мира

Определение сносное, за исключением того, что исчезнувшая сущность уже ни к чему не стремится, поскольку её нет. Другое дело, что большие энергоинформационные структуры не исчезают. Трудно представить, чтобы исчез, например, христианский эгрегор. Для этого, пожалуй, нужно, чтобы вымерло всё человечество, потому что даже не-христиане хранят память о нём.

Моё же определение такое: 

Эгрегоры – высокоэнергетические, содержащие информацию структуры в тонком мире, которые связаны с явлениями и абстрактными понятиями физической, осязаемой реальности.
«Эгрегор» Андрея Жилина. Пока только художники могут изобразить эгрегоры, сфотографировать их, увы, нельзя.

«Эгрегор» Андрея Жилина. Пока только художники могут изобразить эгрегоры, сфотографировать их, увы, нельзя.

Происхождение эгрегоров и язык

Здесь же я расскажу об уровнях эгрегоров, а главное – о персональном уровне (не путайте с личным эгрегором!), поскольку эти темы неразделимы. А начну с цитаты, в которой сказано о связи слова с эмблемой, т.е. знаком:

Папюс о важности слова в магии.

Папюс о важности слова в магии.

Евангелие от Иоанна открывается известным стихом: «В начале было Слово…». Евангелие изначально написано на древнегреческом, и вместо «слово» в оригинале используется термин «логос» (λόγος).  «Логос» можно перевести не только как «слово», но и как «смысл», «разум», «суть».

Древнегреческий философ Платон полагал, что у каждого явления на земле есть идеальный прототип в высших сферах, эти прототипы он называл «эйдосами». Эйдосы нематериальны, они подобны универсальным чертежам, по которым с различными вариациями и неизбежными погрешностями созданы материальные воплощения.

В Евангелие от Иоанна также сказано: «И Слово стало плотию…» (Ин 1:14)

Платон, указующий на высший мир эйдосов, как источник всего, изображённый Рафаэлем.

Платон, указующий на высший мир эйдосов, как источник всего, изображённый Рафаэлем.

Эйдос можно выразить через логос, иначе говоря – через слово, на которое откликается наше сознание, формируя соответствующую мыслеформу. Слово, конечно, не тождественно логосу, это лишь его тень, или – правильнее сказать – знак, символ.

Пользуясь одними и теми же словами, каждый человек представляет что-то своё. Это представление, хоть немного, но отличается от представлений собеседника. Однако когда кто-то говорит, например, «деньги», все сразу понимают, о чём речь в целом. Можно сказать, что это «в целом» и есть эгрегор. В данном примере – эгрегор денег.

Папюс о важности языка и речи.

Папюс о важности языка и речи.

Закономерен вопрос: как люди, разговаривая на разных языках, которых так много, обращаются к одному и тому же эгрегору?

Дело в том, что эгрегор имеет множество, скажем так, ликов. И есть уровни этих ликов. Можно выделить такие:

  • персональный уровень – собственное представление человека об эгрегоре, на этом уровне ликов столько, сколько и людей;
  • групповой – обобщённые представления единомышленников со схожими взглядами;
  • языковой – сформированный людьми, владеющими одним языком (сотни ликов);
  • глобальный – последний уровень (всеобъемлющий лик), на котором раскрываются все смыслы и связи эгрегора с другими энергоинформационными сущностями.

Через персональный уровень человек связан с глобальным всеобщим эгрегором.

Кроме того, слово, будучи знаком, вызывает у человека обратную связь, эманацию, направленную к эгрегору. Слова могут быть разными, как может быть много имён (например, имена Бога неисчислимы), но означать они будут, в принципе, одно.

Поэтому, хотя разных языков в мире много, но представления у людей об одних и тех же вещах схожие. Логос – это не просто слово, но – смысл. Таким образом – через речь – определяются формы эгрегора.

Папюс о магических словах и языках. Следует прокомментировать, что у различных языков тоже есть свои эгрегоры, и какие-то из них моще прочих. Кроме древнееврейского, в качестве магических языков сильны также латынь и древнегреческий.

Папюс о магических словах и языках. Следует прокомментировать, что у различных языков тоже есть свои эгрегоры, и какие-то из них моще прочих. Кроме древнееврейского, в качестве магических языков сильны также латынь и древнегреческий.

В обыденной речи люди часто неумышленно обращаются к эгрегорам как попало. Обычно эти обращения не имеют достаточной силы, чтобы вызвать какие-то ощутимые реакции. Другое дело – заклинания, слова, начертанные в магических знаках. Это уже явное и целенаправленное обращение к определённым астральным сущностям. Слово магическое отличается от обычного своей энергетической заряженностью. Магическое слово – это ключ, орудие и оружие мага. Опасно пользоваться такими словами – затрагивать мощные силы – не имея соответствующих знаний и опыта.

Магическая печать, в которую вписаны заклинательные слова.

Магическая печать, в которую вписаны заклинательные слова.

В обыденных разговорах тоже следует быть аккуратным. Простые, казалось бы, слова, сказанные в определённых ситуациях, могут привести в движение астральные механизмы, даже если Вы того не желаете. Особенно, если Вы говорите в состоянии стресса, в пылу ссоры, или обуреваемы негативными эмоциями. Сказанное может причинить вред Вам самим, или Вашим близким.

Эгрегоры формируются не только за счёт языка, но и за счёт образов, традиций и ритуалов, которые укоренились в культуре и в магических практиках. Ведь образы (символы, печати, графические знаки и т.п.), традиции и ритуалы – это тоже своего рода языки. И на этих языках можно передавать смысл, если их знать, – «говорить» с астралом.

Папюс о важности знаковой символики для связи с эгрегором.

Папюс о важности знаковой символики для связи с эгрегором.

Так, геральдические знаки, гербы государств, или эмблемы и логотипы коммерческих предприятий – тоже связаны с эгрегорами, и поэтому имеют магический смысл. Причём часто это используется целенаправленно. Например, банки часто обращаются через свою символику к денежному эгрегору, о чём я писал в отдельной статье.

Явная магическая символика на гербе.

Явная магическая символика на гербе.

Что же питает эгрегоры, что даёт им жизнь?

Это наши устремления, воля и желания их питают! Мы – люди, живущие ныне, и когда-либо жившие, и грядущие, все мы – создатели эгрегоров, их слуги и хозяева!

Прекрасно сформулировал (так что, практически, нечего добавить) замечательный русский поэт, мистик и визионер XX в. Даниил Андреев в своём эзотерическом труде «Роза Мира»:

Даниил Андреев про природу эгрегоров.

Даниил Андреев про природу эгрегоров.

С энергетической точки зрения выглядит так:

Каждый человек обладает энергоинформационным полем – эгрегором своей личности (личный эгрегор, иначе называемый астральным телом). Взаимодействие между людьми формирует совокупные мощные энергетические поля, или центры – глобальные эгрегоры: религиозных и политических течений, морально-этических понятий и ценностей, власти, моды, войны или мира, государств…

Даниил Андреев

Даниил Андреев

Есть даже эгрегоры континентов и океанов, планет и галактик. К слову, вся астрология построена на изучении взаимодействий планетарных и звёздных энергоинформационных сущностей.

Глобальные эгрегоры пересекаются, взаимодействуют, порой они почти сходят на нет, или напротив – набирают небывалую силу. И с каждым связаны миллионами нитей личные эгрегоры людей – их астральные тела.

Качество этих связей и определяет успешность человека в той или иной сфере, его жизненный путь.

Использование эгрегоров

Обусловленная коллективным эгрегором эффективность колоды Таро Райдера-Уайта. Из «Полдня Магов».

Обусловленная коллективным эгрегором эффективность колоды Таро Райдера-Уайта. Из «Полдня Магов».

Это пример того, как можно использовать эгрегоры на пользу: если Вы, допустим, изучаете Таро, есть смысл выбрать колоду Уайта. И кстати, это неплохой совет.

Таро Райдера-Уайта.

Таро Райдера-Уайта.

Давать конкретные рекомендации сразу всем невозможно. Каждый человек обладает личным эгрегором, и у всех разные ситуации. Поэтому эффективные советы могут быть только индивидуальными.

Люди связаны с эгрегорами энергоинформационными каналами обмена. Настраивая эти связи можно причинить вред, или наоборот улучшить какие-то сферы жизни человека.

Если Вы стремитесь к положительной энергетике, сначала нужно проверить состояние своего астрального тела. Всё начинается с личного эгрегора, потом уже – установление положительных связей с внешним астралом. Такая настройка – дело тонкое и кропотливое, и сделать это может только опытный маг.

Тем не менее, можно помочь себе, если беречься столкновений с негативными эгрегорами, которые могут поработить и опустошить Вас. Соблюдайте простые правила:

  • не поддавайтесь чрезмерным страстям;
  • стремитесь к истинно своим целям, а не к исполнению сиюминутных желаний, возникающих как бы внезапно – помимо вашей воли;
  • оградите себя от чужих и особенно – популярных, навязчивых мнений;
  • находясь среди людей, сохраняйте ментальную дистанцию.

Заявка на помощь!

Конфиденциальность гарантирую

Ваше имя: *

Укажите e-mail для связи c Вами: *

Ваш возраст: *

Номер моб. тел.(необязательно): *

Опишите проблему: *

Добавить комментарий к статье

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>