Магия, или «осторожно, сатанизм!»

На всех страницах моего сайта большими буквами написано: «Чёрный шаман Яврэ». Да и сайт у меня какой-то чёрный, мрачный весь… чтобы это значило? Уж не сатанист ли я?
Нет, не сатанист. А на остальные вопросы – насчёт сайта и «чёрного шамана» – отвечу позже. Главный же вопрос, которому посвящена эта статья, такой: магия – это сатанизм, или нет?

Содержание

«Магия – это сатанизм»

Вот тезис, который я буду последовательно опровергать, опираясь на работы историков религий, культурологов и на мнения известных мистиков и оккультистов.
Мнение (или хотя бы подозрение), что магия – это сатанизм, настолько проникло в массовое сознание, что приводить в пример изречения христианских священников, чтобы начать беседу, уже нет нужды. Но ссылаться на то, что «одна бабка сказала», непрофессионально, поэтому я начну с того, что процитирую православного священника Олега Стеняева – из его статьи «Сатанизм. Библейский опыт осмысления проблемы». Тем более что огульное обвинение магов и колдунов в дьяволопоклонничестве пошло от священников, причём в большей степени – от католических.

Маг, вызывающий демона. Гравюра из книги Роберта Фладда Ultriusque cosmic historia, 1617г.

Маг, вызывающий демона. Гравюра из книги Роберта Фладда Ultriusque cosmic historia, 1617г.

Итак, Олег Стеняев пишет:

«Современный сатанизм иногда пытается прикрыться, таким понятием как магизм. При этом сатанисты прикрываются такими надуманными понятиями как: «белая магия», «целебная магия» и т.д. Некоторые замаскированные сатанисты-«целители» обвешивают свои «молельни-лечебницы» иконами и крестами, пытаются ссылаться на Писание, выхватывая текст из контекста».

Признаюсь, что также собираюсь в этой статье выхватывать текст из контекста. Так же – как делает это Олег Стеняев и другие священники, и вообще любые авторы, которые пишут статьи и приводят цитаты – наличие которых отличительный признак любой серьёзной работы. Так делают все, независимо от того, какое мнение отстаивают, какие цели преследуют и на какие тексты – Писание или иные – ссылаются. Это неизбежно и абсолютно нормально.
С другой стороны, причина возможных злоупотреблений цитированием зачастую кроется в двусмысленности исходного текста. И тут у Писания нет равных, всем же известно: подставь левую щёку, если ударили по правой, но – око за око!
Однако я не стану эксплуатировать двусмысленность Библии, и чтобы не злоупотреблять, пожалуй, вообще, не буду её цитировать. Лучше буду цитировать Стеняева.

Лики и лица сатанизма

Можно было бы написать – «современного сатанизма», но это излишество. Дело в том, что «сатанизм» по факту современное явление массовой культуры, а придумали его священники в средние века. То есть они придумали обвинять в этом людей – обвинять в ереси, признаком которой был «договор с дьяволом», сами же обвиняемые признавали себя дьяволопоклонниками и колдунами (эти понятия были также отождествлены церковью) только под пытками.

Средневековая гравюра. Так получали признания «ведьмы»

Средневековая гравюра. Так получали признания «ведьмы»

Историк Гарет Медвэй пишет, что слово «сатанизм» использовано впервые в 1565г. – у Томаса Хардинга в «Опровержении книги об апологии англиканской церкви» – в адрес не абы кого, а самого Мартина Лютера (протестантизм, лютеранство), который «принёс в Германию отравленный букет своих ересей, богохульств и сатанизмов».
Когда мракобесие инквизиции закончилось, и страсти поутихли, сатанизм уже стали разрабатывать в 19 веке. «Явление исчезло, а слово продолжало свою жизнь», – пишет о колдовстве, как его понимала католическая Церковь, профессор Р.Х. Робертс.
Первая скрипка в возрождении и создании современного сатанизма принадлежит английскому аристократу, писателю, антропологу, мистику и оккультисту Алистеру Кроули. Второе громкое имя в феномене сатанизма – Антон Шандор Лавей, который написал «Сатанинскую библию» и основал в Сан-Франциско «Церковь Сатаны» в 1966г.

Сатанизм Алистера Кроули

Кроули считал Сатану не «врагом человека», а «Жизнью, Светом и Любовью». Его «сатанизм» довольно специфичен и отличается от христианской версии. Кроме того Кроули занимался магией.
Однако сатанизм (как система религиозно-филосовских взглядов) у него шёл, так сказать, отдельно от магии. «В определении Кроули, Магия есть Наука и Искусство вызывать Изменение, совершающееся в соответствии с Желанием, т. е. преднамеренно», – пишет кандидат культурологии, доцент кафедры философии, биоэтики и культурологии УГМА Е. В. Белоусова в статье «Старая и новая магия».
Кроули интересовали не только западноевропейские оккультные традиции (а «сатанизм» это оттуда), но также каббала и мистика Древнего Египта. Одна из великих заслуг Кроули – создание карт Таро, которые сейчас широко используют колдуны, практикующие различные виды магии. Полное название, кстати, – Таро Тота. Тот Трисмегист – божество древнеегипетской эзотерической традиции, которая гораздо древнее христианской и возникла задолго до появления всяческих «сатанизмов».

Алистер Кроули

Алистер Кроули

Сатанизм Лавея

Это, так сказать, философский сатанизм. На магии он не основан, но её существование не отрицает:

«признавай силу магии, если ты использовал ее с успехом, если ты отрицаешь силу магии после использования ее с успехом, ты потеряешь все, что получил».

Сатанизм Лавея густо замешен на философии Ницше, с вытекающими отсюда моралью, этикой (например: «если гость в твоем доме раздражает тебя, ты должен поступить с ним жестоко и без всякой милости») и явной антихристианской направленностью.
Также сатанизму Лавея присущи намеренная приземлённость, материалистичность и акцентировано потребительский характер. Олег Стеняев в своей статье пишет:

«Лавей в значительной мере уловил настроение современного ему американского общества, и ему оставалось лишь добавить и усилить момент оккультных инфернальных практик. Сам Лавей подчеркнул: “Мы проповедуем то, что стало американским образом жизни”».
Антон Шандор Лавей – в отличие от Кроули все атрибуты «сатанизма» уже при нём, что только подчёркивает внешний, наигранный характер явления

Антон Шандор Лавей – в отличие от Кроули все атрибуты «сатанизма» уже при нём, что только подчёркивает внешний, наигранный характер явления

Сатанизм вообще

Сатанизм представлен различными объединениями и сектами. Среди них есть более или менее крупные и многочисленные мелкие. Они могут практиковать что-то подобное магии или нет, могут быть совершенно безумными, или мирно заниматься эзотерикой и мистикой, никому не мешая жить. Все они имеют различные представления о том, что такое сатанизм, поэтому единого культа нет.
Под «сатанизмом вообще» можно понимать некую тенденцию в современной культуре – так называемый поп-сатанизм, который взяли на вооружение некоторые субкультуры, молодёжные течения и т.п. Его суть сформулировала Е. В. Белоусова: «По сути, сатанизм – это крайнее выражение материализма и гедонизма современной западной цивилизации».

Связь сатанизма и магии

Такой связи – как закономерности – просто не существует. То есть самый разумный взгляд такой: магия – это некая практика и технология влияния на объективную реальность; ей могут заниматься или не заниматься люди, которые придерживаются любой религии, любых взглядов.
Сатанистам же, в основной их массе, как пишет Белоусова, «чужда классическая эзотерика, требующая не только морально-волевых, но и физических сил, чуждо изучение, размышление, заучивание. Это – потребители, а не исследователи, какими должны быть маги и вообще любые люди, которые изучают что-то новое и, в особенности, нетривиальное».
Кстати, в отличие от Олега Стеняева далеко не все православные священники впадают в истерику при слове «сатанизм». Вот, например, здравое рассуждение священника Николая Карова:

Магия и колдовство, колдовство и сатанизм

«Колдовство не является разделом антропологии, мифологии или фольклора, хотя демонология входит в него составной частью, но его связь с магией, равно как и с современным сатанизмом достаточно ограничена», – пишет историк и культуролог, профессор более 10 университетов Великобритании и США Р. Х. Роббинс в «Энциклопедии колдовства и демонологии».
Это отнюдь не «магическая» книга, как может показаться из названия, а историческая. В ней собраны документы, касающиеся массовой истерии, которая известна как «охота на ведьм», средневековой Европы.
Важно подчеркнуть, что дурную – «сатанинскую» – славу колдовство получило от церкви. По сути, инквизиция сама себе придумала некое «колдовство», не имеющее ничего общего с реальной магией, и с ним боролась – чудовищными пытками и убийствами невинных людей.
«В 1599 году католический демонолог Дель Рио определял колдовство как “умение совершать чудеса, выходящие за пределы общепринятого понимания, благодаря силе, получаемой через договор с дьяволом”», – пишет Роббинс, и он абсолютно прав.

Договор с дьяволом в представлении художников средневековья (из «Энциклопедии колдовства и демонологии» Р. Х. Роббинса)

Договор с дьяволом в представлении художников средневековья (из «Энциклопедии колдовства и демонологии» Р. Х. Роббинса)

Справедливости ради отмечу, что существуют такие магические практики, которые подразумевают союз не с дьяволом, конечно, но с некими (в том числе и негативными) эгрегорами, например – веретничество.
Но опять-таки нужно понимать, что эгрегоры – это энергетические сущности, а не самовлюблённые царьки, перед которыми нужно выслуживаться. Реальное взаимодействие мага, шамана, или веретника с астральными силами имеет мало общего с принятыми среди людей отношениями, которые обусловлены социальными и экономическими факторами. В каком-то смысле, мир магии – чище и яснее.

Черная магия и шаманизм

Авторитетный историк религий М. Элиаде в книге «Оккультизм, колдовство и моды в культуре» пишет, что «европейская черная магия не может быть демоническим культом, связанным с поклонением Сатане и содействием злу. Фактически, все характерные черты, которые ассоциируются с европейскими ведьмами и колдунами, — за исключением образов Сатаны и шабаша ведьм, — можно наблюдать также у индо-тибетских йогов и магов».
Магия «чёрная» отнюдь не потому, что связана с дьяволом, злом и т.п. А потому что – практическая, то есть – направлена на достижение каких-то приземлённых целей в нашем материальном мире.
Да, наш земной мир – «низкий» по сравнению с астральным уровнем вселенной. А что Вы хотели?
Ключевая фигура в оккультизме эпохи Ренесанса Джованни Пико делла Мирандола пишет: «Никакая иная наука не удостоверяет нас так в божественности Христа, как магия и каббала».

Постижение каббалы. Средневековая гравюра

Постижение каббалы. Средневековая гравюра

Но Вы же не станете мне платить, за то чтобы, говоря высокопарно, постичь истину, бога и т.п. Людям нужны привороты, магия на карьеру, успех, магия на деньги, защита от суда и прочие «низкие» и конкретные вещи. Всё это я даю людям, которые мне платят деньги. А хотите поговорить о дьяволе – идите к священнику. Или – к психологу.
И вот я уже ответил на вопросы, поставленные в начале статьи… А почему сайт чёрный? А потому что мне нравится чёрный цвет! Он помогает сосредоточиться и настроиться на серьёзный лад. Вы же не сайт анекдотов зашли, верно?
Если Вам нужны услуги профессионального мага для достижения реальных целей – обращайтесь!

Заявка на помощь!

Конфиденциальность гарантирую

Ваше имя: *

Укажите e-mail для связи c Вами: *

Ваш возраст: *

Номер моб. тел.(необязательно): *

Опишите проблему: *

Добавить комментарий к статье

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

8 комментариев

  1. Олег:

    Я собственно так и не понял – магия это грех или нет? Точнее, я понял так, что каждый сам делает свой выбор и сам для себя решает грех это, или нет. Хотя по библии грех. Короче говоря я уже сам запутался, объясните пожалуйста попроще?

    • Дмитрий Яврэ:

      Олег, магия это не грех.

  2. Виолетта:

    Как же Вы все любите все отнести к категориям – грех или не грех! Если уж хотите мыслить в этих терминах, то грех – это когда человеку плохо. А то, что делает людей счастливыми – не грех и никогда грехом не было.

  3. Алёнушка:

    Сатанизм — это, в моём понимании, отдельная религия. В ней нет сострадания к слабым, как в христианстве.

  4. Дарья:

    Что сатанизм дает человеку?! Мне кажется это просто выражение своей агрессии под таким предлогом – служение Сатане. Магия и сатанизм вещи абсолютно разные, магия все же людям больше помогает, чем вредит, в отличие от сатанизма.

  5. Энн:

    По-моему, сатанизм – это когда с помощью магических обрядов намерен причинить зло другому человека. А когда творишь добро, то это магия.

  6. Жанна:

    Интересно, что только в христианской культуре такое негативное отношение к магии. В других культурах – восточной, африканской, и т.д. ничего такого нет, а маги всегда в почете.

  7. B.km:

    Да, последние два абзаца у Вас просто пропитаны “любовью” к людям)))

Показать больше